Евгения Диллендорф (dillendorf) wrote,
Евгения Диллендорф
dillendorf

семь уроков российских реформ - Явлинский


Выступление Григория Явлинского о рисках переходного периода на примере российских реформ

Для меня – огромная честь быть здесь, видеть вас и выступать для вас. Благодарю вас за приглашение.

Я хотел бы начать мою речь с цитаты из Михаила Горбачева. Однажды Маргарет Тэтчер спросила его, как проходит перестройка в России. Он ответил, что, «если отвечать кратко, то хорошо, а если поподробнее, то плохо». Думаю, это очень точное описание ситуации в России сегодня, что связано с величиной рисков, вызванных переходным периодом, и совершенной неясностью вопроса, в какую именно сторону идет этот переход. Такова реальность. Но эта реальность, как только что отметили, имеет свои корни не только в истории России, циклах исторического развития и различных исторических событиях в России, но, с моей точки зрения, это в большей мере связано с тем, как именно проводились реформы в России. Специально для вас, для данного Форума и для Вас я подготовил доклад об уроках переходного периода в России, причем, следует отметить, что данные реформы были масштабными. Я считаю, что некоторые уроки могут быть очень важны и полезны для реформ, но совершенно другого характера, практически в любой стране. И эти уроки важны именно в отношении рисков переходного периода.

Первый урок заключается в том, что основной целью реформ должны быть не бюджетные ограничения или «отпускание» цен и так далее. Основной целью реформ должно быть изменение общественного сознания. Именно это должно быть главной целью реформ, потому что для того, чтобы преобразования стали действительно глубокими, необратимыми и эффективными, необходимо воздействовать на общественное сознание. Для этого необходимы такие инструменты, как стимулы, ценности, мотивация и, наконец, поиск способа создания институтов. Таким образом, первая цель – изменение общественного сознания. Это был первый урок российских реформ.

Второй урок. В процессе проведения реформ необходимо всеми способами избежать раскола внутри общества. Реформаторы должны быть по сути своей интеграторами, а не теми, кто будет раскалывать общество, что приводит, как известно, к обратимости реформ. И в этом нет никаких сомнений, это будет своего рода «месть» [со стороны общества]. Таким образом, реформаторы просто обязаны быть интеграторами общества.

Третий урок, выстраданный нами, заключается в том, что не существует заранее готовых решений о том, как проводить реформы - ни за границей, ни в нашей истории, нигде. Действительно необходимо создавать, продумывать и пытаться реализовывать новые подходы, так как невозможно найти уже готовые модели или «рецепты» проведения реформ. Найти или подготовить готовые «рецепты» по целям и задачам, которые должны решать реформы, вполне возможно, но только вы нигде не найдете готовые решения как именно надо проводить реформы.

Четвертый урок, и это как раз то, о чем вы меня спрашивали здесь, касается скорости проведения реформ. Наш опыт, тот урок, который мы вынесли из всего этого, говорит о том, что скорость, с которой проводится трансформация, не столь важна. Важны глубина и необратимость реформ. Истерия по поводу скорости проведения реформ не может быть никоим образом оправдана, поскольку, как только вы пытаетесь провести реформы побыстрее, у вас сразу же происходит сбой. Поэтому всегда нужно иметь в виду совершенно другие критерии, которых два: насколько реформы глубоки и необратимы.

Пятый урок имеет большое значение. Настоящие реформы - это не военная операция, а скорее мирные переговоры с обществом по предмету [проведения реформ]. Если вы будете «атаковать» общество, то никогда не сможете провести полезные для страны реформы.

И последнее, но не менее важное. Проведение реформ можно сравнить с искусством, а это не всем дано. Быть реформатором означает быть творцом. Вот к такому выводу мы пришли. А таких творцов у нас не было до последнего времени.

Таким образом, я подхожу к последнему вопросу, относящемуся к иностранной помощи и иностранной поддержке реформам. Определенно есть только один способ, когда другие государства могут помочь, - и это ваш собственный пример. Не вмешивайтесь, а просто подавайте хороший пример. Продемонстрируйте, что вы знаете, что и как нужно делать. Покажите, что вы лучше, что в вашем обществе меньше лжи, меньше коррупции, что вы больше уважаете своих граждан, а жизнь их - счастливее. Вот и все. Это основная помощь в проведении реформ.

Большое спасибо.
(Выступление на международной конференции «Форум 2000», Прага, 17 сентября 2013 года)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment