Иногда приходится слышать такое рассуждение: «Григорий Явлинский формально не возглавляет «ЯБЛОКО», с июня 2008 года лидер партии – Сергей Митрохин. Но духовным лидером «ЯБЛОКА» по-прежнему остаётся Григорий Явлинский. Почему это так?». Помню, что-то подобное говорил мне в ходе дебатов на последних думских выборах Г.К. Каспаров.
Что значит «духовный лидер» партии? Это самый влиятельный человек в организации с точки зрения воздействия на умы её избирателей – оценки создавшейся в стране ситуации и формирования стратегии партии.
Это место не может быть монополией одного человека. Каждый «яблочник» волен думать, предлагать, публиковать свои мысли – воздействовать на умы. Если посмотреть на книги Г.А. Явлинского, написанные в последние годы, то можно увидеть, какая работа проделана по осмыслению пройденного страной пути.
К результатам этой работы можно по-разному относиться, но самый её факт – достоинство «ЯБЛОКА». У меня вообще большие сомнения, что подобное явление существует в какой-то другой российской партии. Везде, как представляется, превалирует тактика и общие лозунги. Повсюду видна лишённая основательности сиюминутность.
То же самое и во власти. Там, правда, есть и другое свойство – умение превращать в хлам всё, к чему власти прикасаются. Так получилось и с позаимствованной у Г.А. Явлинского идеей модернизации. Власти вцепились в неё, словно голодный пёс в требуху – вываляли в пыли, пожевали, бросили и побежали, задрав хвост за чем-то совсем уже невнятным.
С точки зрения основательного подхода к российской политике «ЯБЛОКО» - самый устойчивый её элемент.
Здесь бы не о Г.А. Явлинском говорить, а задаться вопросом, почему российская политика так устроена, что у «ЯБЛОКА» есть это нехарактерное для неё свойство заниматься тем, что называют «общими вопросами», а у других нет? Это и есть правильно поставленный вопрос.

Что значит «духовный лидер» партии? Это самый влиятельный человек в организации с точки зрения воздействия на умы её избирателей – оценки создавшейся в стране ситуации и формирования стратегии партии.
Это место не может быть монополией одного человека. Каждый «яблочник» волен думать, предлагать, публиковать свои мысли – воздействовать на умы. Если посмотреть на книги Г.А. Явлинского, написанные в последние годы, то можно увидеть, какая работа проделана по осмыслению пройденного страной пути.
К результатам этой работы можно по-разному относиться, но самый её факт – достоинство «ЯБЛОКА». У меня вообще большие сомнения, что подобное явление существует в какой-то другой российской партии. Везде, как представляется, превалирует тактика и общие лозунги. Повсюду видна лишённая основательности сиюминутность.
То же самое и во власти. Там, правда, есть и другое свойство – умение превращать в хлам всё, к чему власти прикасаются. Так получилось и с позаимствованной у Г.А. Явлинского идеей модернизации. Власти вцепились в неё, словно голодный пёс в требуху – вываляли в пыли, пожевали, бросили и побежали, задрав хвост за чем-то совсем уже невнятным.
С точки зрения основательного подхода к российской политике «ЯБЛОКО» - самый устойчивый её элемент.
Здесь бы не о Г.А. Явлинском говорить, а задаться вопросом, почему российская политика так устроена, что у «ЯБЛОКА» есть это нехарактерное для неё свойство заниматься тем, что называют «общими вопросами», а у других нет? Это и есть правильно поставленный вопрос.