Евгения Диллендорф (dillendorf) wrote,
Евгения Диллендорф
dillendorf

инициативы медведева: пыль в глаза

Оригинал взят у bolshakov в Инициативы Медведева: пыль в глаза
Пока митинговали и обсуждали акции протеста, совсем забыли про новые-старые медведевские инициативы.

После послания Федеральному Собранию, подавляющая часть журналистов и политиков (да и я сам) восприняли слова президента «ввести пропорциональное представительство по 225 округам» как возвращение к смешанной системе выборов, когда 225 депутатов избирается по партийным спискам, еще 225 – по одномандатным мажоритарным округам.

Вместе с кардинальной либерализацией механизма создания партий, отменой сбора подписей и другими инициативами, неточность его формулировки об округах позволила многим говорить о победе гражданского общества и конце доминирования «Единой России». Часть лидеров «Парнаса» даже выразила уверенность в скорейшей регистрации этой партии.

Однако, по всей видимости, вместо либерализации Медведев пообещал очередное «закручивание гаек».

Мало кто понял, что имел в виду президент, говоря о «пропорциональном представительстве по 225 округам», и пока только лишь Григорий Голосов обратил внимание на то, что предлагается ввести не смешанную избирательную систему, а уродливую модель выборов, которая была введена Пиночетом в Чили и более нигде ее не существует – так называемую биноминальную систему.

На днях высокопоставленный кремлевский чиновник рассказал газете «Ведомости», что по новой системе выборов страну поделят на 225 округов (в каждом будет около 500 тысяч избирателей), а партиям предложат разбить федеральные списки не на 70-100 групп, как сейчас, а на 225.

Эта система означает, что голосование будет проводится не за конкретных кандидатов (как с одномандатниками), а за партии, но депутатами от округа станут только два кандидата от партий, занявших соответственно первое и второе место, а партии, набравшие, например, в каждом из округов по 10-15%, но пришедшие третьими, четвертыми и т.д., – ни одного мандата не получат. Эта модель может также подразумевать, что партия набирающая 2/3 голосов в округе, может получить сразу два мандата, а партия, занявшая второе место – не получить ничего. 

На выборах 4 декабря во всех регионах первое место получила ЕР, в большинстве регионов (62) второе место – у КПРФ, в некоторых регионах вторыми пришли СР (13) и ЛДПР (8). Если такие результаты сохраняются при новой системе, значит более половины мандатов будет у ЕР, остальные – у КПРФ и чуть-чуть СР и ЛДПР. Конечно, при разбивке 83 субъектов по 225 округам расклад несколько изменится, но не очень сильно.

Именно при такой модели выборов власти легче будет снизить представительство какой-либо партии или не пропустить ее в Думу – достаточно будет сфальсифицировать выборы только в тех округах, где неугодные партии занимают второе место. Причем, в целом думская оппозиция в любом случае будет довольна: если нужно снизить количество депутатов от КПРФ – второе место в некоторых округах «обеспечат» СР и ЛДПР, если будет нужно ослабить СР – «подтянут» ЛДПР или КПРФ, а там, где пройдет «Яблоко» или «Парнас» – на второе место «выведут» СР, КПРФ или ЛДПР. Подобная схема уже опробована властью на выборах в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, где результаты оппозиционных партий «подтягивали» в одних региональных группах и снижали в других, чтобы в парламент не прошли сильные и известные лидеры.

Иными словами, новая система – в тысячу раз хуже нынешнего 7% барьера, т.к. она:

1) явно способствует отходу от многопартийности, отсекает от распределения мандатов небольшие партии и вообще не представительна. Миллионы избирателей могут остаться без своих депутатов. «Яблоко» могло бы претендовать на 2-4 мандата по московским и питерским округам, но, как предполагает Голосов, власть может пойти и на то, чтобы допускать к распределению мандатов в округах только те партии, которые преодолеют общефедеральный заградительный барьер. Даже если какая-либо новая партия (например, зарегистрированный по новым правилам «Парнас» или партия Кудрина-Прохорова) в целом по стране наберет свыше 10% голосов, но ни в одном из округов не доберется до второго места, она не получит ни одного мандата.

2) превращает многие партии (и так не вполне общероссийские) в межрегиональные или даже «партии садового кольца». Ведь, если шансы занять второе место есть только в Москве и Петербурге, лучше не тратить ресурсы на другие регионы и сосредоточить все усилия на «проходных» округах. Да, и мало кто из думских партий сможет выставить известных и популярных лидеров во всех 225 округах, не говоря уже о национальных республиках, где результаты всех партий, кроме ЕР, – примерно 0,1%. Здесь даже не спасает пресловутое объединение демократов в одну партию – ни общефедеральной тройки, ни десятки, гарантирующих прохождение в парламент представителей всех заинтересованных сторон объединения, здесь не предусмотрено, а «проходных» округов на всех может не хватить.    

Если именно эта избирательная система будет реализована (а сомнений в этом немного – у нас же может использоваться система Империали, которая почти нигде больше не применяется), тогда полностью нивелируются все остальные инициативы президента.

Можно вообще всё разрешить и любые партии зарегистрировать – все равно первое и второе место они никогда не получат, а чем больше их будет, тем более они будут распылять голоса оппозиционных избирателей, обеспечивая представительство в Думе только двум партиям – ЕР и КПРФ или специально созданной для этого «второй» партии. 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment