Евгения Диллендорф (dillendorf) wrote,
Евгения Диллендорф
dillendorf

фильм "Царь"


Думаю, что не имеет большого смысла обсуждать фактические ошибки (или их отсутствие) фильма. Он не создавался как самостоятельное историческое исследование или экранизация одной из множества трактовок событий времени Ивана Грозного, их причин и следствий.

Думаю, что не имеет большого смысла обсуждать фактические ошибки (или их отсутствие) фильма. Он не создавался как самостоятельное историческое исследование или экранизация одной из множества трактовок событий времени Ивана Грозного, их причин и следствий.

В этом смысле собственно Иван Грозный и Филипп (не говоря уже о Басманове, Скуратове, Марии Темрюковне или Андрее/Генрихе фон Штадене) – лица условные, приглашенные, чтобы обсудить некоторые важные, очевидно, темы.

Например, такие. Превращение обязанности и права заботиться о подданных и государстве - в право на массовые казни. Превращение тотальной ответственности в тотальную же духовную слепоту (ведь Иван верит, что все предатели). Народное молчание или сопротивление: где искать силы одним – терпеть, другим - бороться? И, наверное, много других.

Мне кажется, думать над тем, как, в какой момент, почему происходит трансформация – надо. И «Царь» к этому ведет. Но, может быть, темы заданы чуть слишком прямолинейно: Мария уж слишком дьяволица, герой Охлобыстина уж слишком бес, сам Иван – слишком уже черен. Наоборот Филипп – слишком боговдохновен. В тех и других слишком мало уже человеческого. Это спрямляет углы, из которых, кажется, состоит жизнь.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment