Евгения Диллендорф (dillendorf) wrote,
Евгения Диллендорф
dillendorf

Category:

персональная выставка скульптора Андрея Диллендорфа

В Московском музее современного искусства (Петровка ул., 25, 1-й эт.) проходит персональная выставка скульптора Андрея Диллендорфа — как было сказано, "мастера декоративных символических форм и неожиданных пространственных решений". Скульптура, графика, фотоколлажи.

Выставка открыта до 24 мая. Последний понедельник каждого месяца - музей не работает.

                         
Проекты памятников на Лубянке и на Октябрьской площади. Андрей Диллендорф. Фотоколлажи. 2009 год.


Фотографии с открытия выставки 29 апреля 2009 года



                     
Андрей Диллендорф                     


              


              
      
И его гости

                                                     

                     

                        

Пластические опыты Андрея Диллендорфа

 На первый взгляд, скульптор и график Андрей Диллендорф – настоящий метафизик в сегодняшнем российском искусстве. Ведь он предпочитает иметь дело с обобщенными формами-типами, не индивидуализируя их ни пластически, ни психологически. Каждый его образ находится в виртуальном пространстве бумажного листа или куска картона, а реальное пространство вокруг трехмерных объектов Диллендорфа, как правило, замкнуто и самодостаточно, обособлено от реального окружающего пространства хоть и прозрачной, но непреодолимой оболочкой. В этом творения художника перекликаются с работами таких мастеров, как Джорджо да Кирико или Карло Карра. Для примера назовем графические «Два торса», «Встречу», «Кайф на берегу моря», «Раздумье», «Город» и др. С другой стороны, Диллендорф далек от мифологизации и от мистификации своих героев, что очень характерно для arte metafisica. Его интересует собственно пластика: он неутомим в поиске и варьировании объемов и их всевозможных сочетаний и сопоставлений в пространстве – и реальном трехмерном (скульптурном), и в умозрительном (графической композиции). В этом контексте работы художника более созвучны исканиям мастеров авангарда – особенно кубизма и футуризма, например, Пабло Пикассо и Константина Бранкузи, Умберто Боччиони и Александра Архипенко («Любовь», «Лежащий», «Портрет», «Спина», «Бюстоман», «Торс» и «Два торса»). Как бы там ни было, творчество Диллендорфа без сомнения продолжает традиции формообразования художественного авангарда первой половины ХХ века.

Одновременно и в пластике, и в графике, во всей поэтике искусства Андрея Диллендорфа велика роль диалога с классическим наследием. Ведь многие его композиции построены на иконографических типах, восходящих к античности («Афина», опирающаяся на копье из серии «Греческие обложки», «Амазонка», «Страж», присевший на одно колено, «Торс» и т.д), к визуальным интерпретациям Ветхого Завета («Сусанна и старцы») и даже хрестоматийного русского неореализма («Аленушка»), хотя нередко и творчески переосмысливаются художником.

 

Тут самое время вспомнить еще об одном общем важном качество произведений Андрея Диллендорфа – об остроумии замысла, которое выражается как в собственно пластических качествах той или иной работы, так и в весьма удачных, подчас с тонким юмором, названиях его композиций. Обратим внимание, к примеру, на уже названный «Кайф на берегу моря», на пастель «Приятно лежать на мелководье», рисунок «Эскиз памятника спящей тетке», на скульптурные композиции «Девушка-пароход», «Бюстоман», «Отец» и «Сын» («Памятники алкоголику»), «Старушка не спеша дорожку перешла», «Памятник алконавтам», «Превращение в натюрморт» и т.д. Казалось бы, шутливое название предполагает некоторую необязательность визуального воплощения, однако, ничего подобного в работах Диллендорфа не происходит: художник всегда очень серьезен во всем, что относится к пластическим качествам его созданий.

 

            Как говорилось, Андрей Диллендорф работает в графике и скульптуре. Есть в его творчестве и некая промежуточная, но очень важная область поиска. Это рельеф, причем рельеф не высокий, а составленный из плоских элементов и тяготеющий к очень узкой пространственной зоне, своего рода объемная графика. Рельефы эти имеют довольно значительные размеры и обладают несомненными монументальными качествами. Эти качества вообще присущи произведениям Андрея Диллендорфа, которые, будучи камерными, вполне допускают и даже предполагают многократное увеличение, а по лаконизму и выразительности пластического решения в большинстве случаев прекрасно подходят в качестве пространственных объектов на открытом воздухе – в городской или естественной природной среде. Экономность в отношении деталей, тяга к обобщению объемов и работе крупными плосокстями, выверенность и потому эффектность силуэта – все эти качества монументализма Диллендорфа одновременно способствуют тому, что его произведения могут быть уподоблены неким визуальным формулам-знакам, своего рода объемным (если идет речь о круглой скульптуре) или плоскостным (если иметь в виду рельефы и графику) пиктограммам. Это своеобразные визуальные формулы сложившихся языковых конструкций и устойчивых выражений («Насилие», «Любовь», «Смотрящий в небо», домысливаемый как тот, кто мечтает о полете в свободное пространство). Сразу узнаваемая манера, в которой исполнены тяготеющие к афористичности работы Диллендорфа, обладает бесспорными качествами зрелого и абсолютно состоявшегося авторского почерка художника.

 

            Впрочем, простота мотивов и семантики последних произведений Андрея Диллендорфа обманчива. Они требуют от зрителя серьезной интерактивной работы мысли и эмоций. И в этом смогут легко убедиться все, кто не просто придет на выставку работ мастера в ММСИ, но и возьмет на себя труд проникнуться мощным формосозидающим духом его творений.

           

Андрей Толстой, доктор Искусствоведения, профессор, сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, президент Российской секции Международной ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО и Ассоциации искусствоведов стран СНГ

 

***

Можно сказать, что стилистику творческого метода скульптора Андрея Диллендорфа отличает декоративность. Формы произведений он концентрирует настолько, что они приобретают принципиально новое качество – радикальную пластику.

Пластически уплотненные, казалось бы, сугубо формальные скульптурные композиции содержат повышенную смысловую нагрузку, выходят на умозрительный план. Суровость кубизма, напряженность объемов произведений Мура и Арпа, концептуализм Бранкузи Диллендорф перерабатывает в нечто самостоятельное. Предшественники послужили ему поводом для создания оригинального скульптурного символизма.

Женский торс, смотрящий, голова льва, живописец у мольберта, лежащая, пароход или античная статуя Афины выступают не просто сюжетным мотивом, но самой его сущностью. Любое явление, воплощенное в концентрированных формах, всегда получает у Диллендорфа символическую значимость. Он вписывает скульптурные конфигурации в целостный пространственный блок, обобщает натуру почти до отвлеченных геометрических форм, перерабатывает ее в некий категориальный фактор. Интересно, что такая пластическая спрессованность скульптурного стиля не пропадает и в рисунках, выполненных Диллендорфом. На плоскости бумаги она проявляется с еще большей очевидностью. Многие графические листы названы эскизами, но на самом деле они представляют собой вполне самостоятельную станковую графику. В рисунках лучше просматривается еще одно любопытное обстоятельство творческого метода скульптора: возникает впечатление, будто само мировое он рассматривает в качестве гигантского блока. Этот материальный феномен он разрезает на части, разворачивает в пространстве и придает им скульптурные объемы. Поэтому, несмотря на то, что скульптурные поверхности достаточно жестко дистанцированы от внешнего пространства, они все равно принадлежат общему макрообъему, приобщены к значительности мирового бытия.

 Никита Махов, искусствовед

 

Биографическая справка

Андрей Евгеньевич Диллендорф родился 13 мая 1936 года в Москве. В 1957 году окончил Московское художественно-промышленное училище им. Калинина, а в 1963 году — Московский государственный художественный институт им. Сурикова. С 1968 года — член Московского союза художников. Работы Андрея Диллендорфа хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Московском музее современного искусства, ряде российских государственных музеев, а также в частных собраниях России, США, Канады, Австрии, Франции, Германии, Италии и других стран.

 

Избранные выставки:

1978 — международная выставка (Филадельфия, США)
1985, 1991 — Квадриеннале республик Прибалтики (Рига, Музей изобразительных искусств)
1994 — групповая выставка живописи и скульптуры (Московский союз художников)
1995 — «Постмодернизм и русская традиция» (Москва, Государственная Третьяковская галерея)
1996 — Чикагский институт искусств (США)
2000 — «Россия. ХХ век» (Москва, Государственная Третьяковская галерея)
2003 — «Вот так, дарагие друзья» (Москва, Музей и общественный центр им. Сахарова)
2002 — «Искусство 60-х годов» (Москва, Государственная Третьяковская галерея)
2005 — групповая выставка в Галерее искусств Зураба Церетели (Москва)
2005 — «Между предметом и беспредметностью» (Москва, Выставочный зал «Беляево»)
2006 — «Пять + один» (Московский музей современного искусства)
2007 — «Запасной выход» (Москва, Галерея АЗ)

 

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments